..."Любой хозяйствующий субъект в условиях капитализма существует с единственной целью -- зарабатывать деньги. Ради получения денег организации растут, расширяются, набирают новых и новых сотрудников, налаживают производство и цепочки поставок, разрабатывают все новые и новые услуги, воздвигают торговые марки, создают хитроумные планы различной степени долгосрочности, "бомбят" общество явной рекламой и ведут "фоновую обработку" средствами PR-технологий.
Когда все эти процессы уже запущены, армии сотрудников в офисах прилежно исполняют букву своих должностных инструкций, та самая первая и единственная цель, ради которой создавалась ораганизация -- получение денег -- зачастую перестает восприниматься должным образом. Как правило, это происходит тогда, когда деятельность "людских ресурсов" в силу постоянного расширения спектра текущих задач перестает в обязательном порядке оцениваться по критерию "главное -- получать деньги".
Другая крайность -- когда руководство, твердо веруя в упомянутую выше истину о первичности задачи получения денег, концентрирует все финансовые полномочия в своих руках, обрекая себя тем самым на непрерывное личное участие в решении любых финансовых задач в ущерб всем остальным задачам, число которых, как уже было сказано выше, растет день ото дня.
И то, и другое -- серьезнейшие риски, чреватые куда более печальными последствиями, чем об этом обычно принято говорить. Рецепт в обоих случаях один, хоть это и может показаться парадоксальным. Высокопрофессиональная финансовая служба.
Руководитель организации должен успевать все. Быть везде. Принимать только правильные решения. Вовремя. Он должен сосредоточиться на ключевых задачах. Он обязан претворять в жизнь главный принцип -- его организация должна зарабатывать деньги.
|
А что делать с теми деньгами, которые уже заработаны или привлечены иным способом (проинвестированы, взяты в кредит и т.п.)? Как распорядиться ими с наибольшей выгодой? И как правильно отчитываться перед государством за полученные деньги? Чем больше доходы -- тем больше внимания регуляторов.
Ошибки в отчетности перед государством -- это значительные денежные потери. Любые нарушения собственных планов -- не менее значительные денежные потери. И все эти потери неизбежны, если на страже финансовых интересов организации не стоят специалисты самой высокой квалификации.
Без компетентных, лояльных и проактивных финансистов любой руководитель гарантированно превращается заложника обстоятельств. Это лишь вопрос времени.
Но самые интересные неожиданности подстерегают руководителя, когда, казалось бы, задача упрепления финансового фронта решена и на работу наняты финансисты с пачками рекомендаций, дипломов и сертификатов. Не факт, что эти нанятые в штат финансисты оправдают ожидания. Виной всему ползучий бюрократизм, зараза, которая является неизбежным спутником развития всех организаций. Скорость заражения всегда эквивалентна скорости развития. В соответствии с принципом Питера* организации стремятся к некомпетентности. Как ни странно, этому способствуют любые попытки внутренней структуризации. Назначение порядка вызывает у носителей вируса бюрократизма симптоматичную защитную реакцию -- всячески преувеличивать значимость процесса (не важно, какого -- зависит от должности носителя), плодить и бездумно исполнять "обязательные" формальные функции, маскируя (и, по сути, оправдывая) отсутствие результата.
* Принцип Питера: "В любой организации с иерархической структурой каждый сотрудник стремится к повышению в занимаемой должности до уровня собственной некомпетентности"...
|